четверг, 6 ноября 2008 г.

Кто лучше?

Вопроса - кто лучше пишет - не может существовать. Есть пристрастия в зависимости от мировосприятия, воображения, жизненного опыта человека, его проблем и образа жизни. Но вопрос, кто например, лучше пишет, Чехов или Лесков, возникнуть не может. Это все равно, что попытаться сказать, что вкусней, второе блюдо или десерт. Главный критерий подлинности художественного произведения, а не суррогата или подделки является реальность созданного художественного мира. Если вы верите, что такой мир есть, если вы в нем живете и сопереживаете пока читаете книгу, то такая книга имеет право на существование, чтение, обсуждение, любовь.
Концовка девятнадцатого века в русской литературе - это нечто. Количество прекрасных, гениальных писателей настолько велико, что не может быть сравнимо ни с каким другим временем.
Чехов, писатель, вышедший из журналистской среды, гений ёмкой фразы. Короткие чеховские рассказы вмещают в себя сюжеты для романов. Небольшие отрывки произведений этого писателя могут при внимательном прочтении сказать больше, чем многостраничные описания других авторов. Чехов - для внимательных и вдумчивых читателей. Чехова читаешь как детектив - за каждым словом смысл, который надо увидеть, а не просто принять ко вниманию, проглотив. Чехова обязаны читать, много, часто и внимательно не только те люди, которые пишут, но и те, которые читают. А так как хотя бы газеты читаем мы все, то без Чехова никуда. Чехов - для тех, кто хочет научиться писать кратко, но очень содержательно.
Собственно, а куда можно без Лескова, с его искусством плетения слов, без Короленко, с его глубиной образов, без Достоевского и Льва Толстого, дающего ответы на 9 из 10 вопросов по жизни.
Читайте. Чехова- обязательно рассказы и хотя бы пару пьес, чтобы не быть профаном в целой области искусства, называемой театром. Читайте Лескова - у писателя нет слабых произведений, так что можно начинать с любого. На четвертом или пятом произведении придет понимание, почему Лескова называют одним из искуснейших писателей русской литературы. Не придет - читайте дальше.
Читайте Короленко, для начала хотя бы три-четыре рассказа и тогда вы поймете шутку Льва Толстого, который говорил, что если бы Чехов редактировал произведения Короленко, он из рассказа последнего сделал бы одно предложение, но редактировать Короленко нельзя.
Читайте Достоевского, потому что не прочитав его "Бесов" и "Братья Каромазовы", вы не поймете, что же в жизни вы сделали не так. Великий лингвист Поливанов, основавший в двадцатых-тридцатых годах Казахский и Киргизский университеты, создавший для киргизов письменность, которую они благополучно утеряли еще в 15-16 веке, будучи молодым человеком, прочитал "Братьев Карамазовых" и под впечатлением этой книги поспорил с друзьями-студентами, что положит руку под поезд и не уберет ее. Остался без руки. Глупо, понятно, что по молодости. Но все же, какое должно было произвести впечатление книга на студента, чтобы он вот так с собой поступил. Страшно? Ну тогда не читайте Достоевского, пока не выйдите из студенческого возраста.
Льва Толстого можно читать только в состоянии душевного поиска, когда ты видишь, что не все понимаешь в окружающем тебя мире. И тогда будут более понятны "Война и мир". Толстой - необыкновенно трудолюбивый писатель. Я читал восьмую редакцию этого произведения, могу определенно сказать, что от окончательного варианта эту редакцию отличает и сюжет, и поведение героев, и их внутренний мир. И книга не о противостоянии России армии Наполеона, а о мире, который даже в лучшие свои времена находится в состоянии внутренней войны, а в военное время находит в себе силы для мира со своими предрассудками, конфликтами, окружающими людьми, как близкими, так и посторонними. Вопросы нравственного выбора, а не поступков в первую очередь представляет решить эта книга. Собственно, "Анна Каренина" все о том же. Только вот оптику для удобства читателя писатель сменил, заставив взглянуть на обычные ситуации в жизни под другим углом, в другом свете, с другой раскраской. И вопросов в этих книгах гораздо больше, чем ответов, так что при чтении придется больше думать, чем искать подсказки. А увидит каждый свое - это я гарантирую. В гениальных произведениях только так, потому их и пересказать невозможно - разные книги все время выходят при пересказе разными людьми.